«Главное — разбудить хорошую личность человека, чтобы он начал фантазировать и мечтать»
Юрий Башмет
Дирижёр, педагог, общественный деятель, народный артист СССР,
Герой Труда РФ, художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия»
«Наставничество — это искусство раскрытия потенциала»
Наставник — это исследователь, тщательно ищущий ключ к скрытым талантам и способностям. Я вижу единственный путь — пробовать разные подходы. И тому, кто хочет разбудить в человеке личность, необходимо фантазировать. Да, непросто, но нужно пытаться «нащупать» интерес.
На самом деле это не я придумал, а моя мама. Я пробовал себя и в рисовании, и в спорте, в самых разных неожиданных секциях, в одной даже добился первого успеха — получил юношеский разряд по фехтованию. А потом появилась скрипка.
То есть мама пыталась просто вслепую найти, что меня заинтересует. Невозможно подобрать более точные слова, чем сказал основатель первой
в СССР специализированной музыкальной школы
для одарённых детей, советский скрипач-педагог Пётр Столярский:
«Мне не нужны талантливые дети, мне нужны талантливые мамы».

И моя мама была такой. Вспоминаю, как стою в квартире и делаю первые ужасные скрипучие звуки на скрипке, смотрю в окно, а там мои дворовые друзья гуляют — у меня прям слеза! Мама подошла ко мне и говорит: «Бери свой велосипед, езжай. Вернешься, поешь и, если захочешь, опять позанимаешься». Нельзя, чтобы человек все время из-под палки работал в детстве: это потеря детства, потеря жизни. Но если есть цель, тогда это все приобретает смысл.
У меня была цель — добиться результата, выучить наизусть новое, пусть маленькое, но завтра показать своему учителю. Цель
— это стремление. Оно рождается от Бога и от родителей. Если не проявляется, надо пробовать «на ощупь». То, что делала моя мама.
«Симфония наставничества — это создать гармонию в душе ученика»
Я пытаюсь с детьми и молодежью разговаривать о музыке языком гармоническим — от слова «гармония». Можно нажать одну ноту на клавиатуре — она еще ничего не будет обозначать. Но как только к ней приклеивается гармония, то есть аккорд, эта нота становится божественной ноткой — она приобретает смысл. И ученик начинает понимать, что его нотка имеет смысл. Так человек приближается к ремеслу, прикасается к чему-то,
что нельзя взять в руки и потрогать, но к тому, что становится самым ценным
в жизни.
Без гармонии нота пуста. К примеру, взять наш Всероссийский юношеский симфонический оркестр, влияние в партитуре одной ноты значит понимание партнёров слева, справа, сзади, спереди, ощущение значимости собственного присутствия, понимание того, что музыкант не просто «песчинка»,
а играет важную роль в большом процессе — будь то в оркестре или в жизни. Главное — разбудить личность. Желательно хорошую, чтобы он научился жить по-доброму и по профессии, по ремеслу.
«Роль наставника — показать путь от пустой ноты к божественной мелодии»
Наставник должен вести себя так, чтобы не отбить желание учиться, вообще от музыки. Приведу пример: один из близких мне людей не любил ходить на уроки скрипки, потому что педагог близко наклонялся
и все время брызгал слюной, когда что-то объяснял. Он ненавидел
это, что и решило его судьбу.
Он не стал скрипачом, хотя был очень музыкальным. Наставничество не должно отбить желание.
Все струнники — скрипачи, виолончелисты — сначала водят по пустым струнам, и когда мне купили скрипку, я тоже так делал сначала. Ну как может нравиться такое? И вдруг мамина подруга пришла
к нам в гости со своим парнем и гитарой. Он подходит ко мне и говорит: «Давай ты вот эту нотку тяни,

а я попробую саккомпанировать тебе». Тогда-то у меня и проснулось желание заниматься музыкой.
Мне понравилось, что я по пустой струне вожу, а он меняет гармонии. И эта нота преображается, превращается в фантастическую мелодию, побуждает к полетам души. Одна моя нота благодаря
его гармонии! Главное, чтобы человек начинал фантазировать, мечтать. А потом, когда сыграешь концерт,— потрясающий успех. При этом я считаю, что концерт, в котором нет хотя бы секунды импровизации,
не удался. На сцене обязательно должно родиться что-то, чего не было в момент репетиции и подготовки. Потому что концерт — это процесс.
«Лучшая правая рука в мире — успех моего наставника»
Моему первому наставнику, первой учительнице, сейчас за 90 лет, и она еще преподает.
Она мне поставила руки, а потом весь мир стал писать,
что у Юрия Башмета лучшая правая рука в мире. Когда я был молодым, мне посчастливилось встретиться с легендарным скрипачом Айзеком Стерном
на концерте в Париже, который организовал Шарль Азнавур в поддержку пострадавших
от землетрясения в Спитаке. Стерн пригласил
к себе в гостиницу выпить кофе и с ходу предложил сыграть дуэты Моцарта. Мы буквально одну минуту поиграли, и он говорит: «Кто тебе ставил правую руку?! Это лучшая правая рука в мире, что я видел». Я благодарен своему наставнику, иногда созваниваюсь с ней. Когда был с концертом
в ее городе, представил публике — весь зал аплодировал.
«Воспитание через книги — путь к становлению личности»
Из любимых книг, воспитавших меня, я бы посоветовал прочитать роман Александра Дюма-отца
«Три мушкетера» — это книга жизни. На самом деле там всё есть. А потом, когда человек созреет, рекомендовал бы прочитать «Мастера и Маргариту» Михаила Булгакова, а также «Войну и мир» Льва Толстого, чтобы русский язык оценить. Кое-что очень важное было заложено в те времена — система воспитания хорошего человека.