Наставник художник
и педагог Павел Чистяков

и художники Михаил Врубель, Илья Репин, Василий Суриков рубеж
Павел Чистяков
Художник воспитал целую плеяду блестящих живописцев и графиков России. Педагог-теоретик создал систему преподавания, по которой воспитывались Илья Репин, Василий Суриков, Михаил Врубель и другие именитые художники. Преподавание было его призванием: в Императорской Академии художеств профессор прослужил полвека. Для многих Павел Чистяков был наставником на всем творческом пути.
Михаил Врубель
Яркий представитель русского символизма, известный мастер монументальных росписей, был особенно близок Чистякову по духу. Именно у него автор «Царевны-Лебедя» освоил особую методику — знаменитую «граненую» технику. Перенял Врубель у своего вдохновителя и способность сочетать традиционное искусство
с новыми тенденциями, читать по-новому то, что известно много веков. Врубель смог создать уникальный синтез классики
и модерна, что сделало его творчество узнаваемым и неповторимым. В автобиографии художник характеризовал годы, проведенные в Академии, «как самые светлые в своей художественной жизни».
Наставничество — грани таланта
Илья Репин
Русский художник-реалист, педагог Санкт-Петербургской Императорской академии художеств,— яркий пример того, как влияние учителя определяет весь путь творца. У Павла Чистякова Репин учился наблюдению за природой, аналитическому подходу к форме и цвету, умению находить гармонию в сочетании различных элементов.
Эти навыки легли в основу реалистичной манеры автора «Бурлаков на Волге», позволив создавать правдивые и эмоционально насыщенные образы. «Чувствовать, знать и уметь» — принцип, которому учил Чистяков, подчеркивая, что «чем больше талант, тем большим знанием и умением должен он обладать».
О занятиях с ним Репин вспоминал: «Он сразу очаровал нас своим темпераментом поэта и такой глубиной понимания искусства, о которой мы и не мечтали. Он любил учить, привязался к нам, и
часто-часто мы восхищались им до самозабвения. Он не был штатным профессором; но мы всех штатных бросили еще до появления Чистякова».
Наставничество — искусство передачи вдохновения
Василий Суриков
Имя Василия Сурикова занимает одно из ключевых мест в истории русской живописи.
Полотна Сурикова, наполненные драматизмом
и исторической достоверностью, стали настоящими шедеврами. Успех во многом обусловлен влиянием именно Павла Чистякова, который помог ученику развить уникальный стиль и указал путь «истинного колориста». Замена искусственного и позирующего на реалистичное, живое и максимально правдоподобное при отражении исторической действительности на полотне — в этом сходились и наставник, и его ученик. Живой образ — против натурщиков, эмоции и переживания — против имитации и сухого изображения. Эти важнейшие принципы отразились в суриковском «Милосердном самарянине» или «Княжьем суде», где он «дал роль
и слова» каждому действующему лицу.
Суриков быстро стал одним из лучших учеников Чистякова, завоевывал призы и медали. Наставник всегда уделял большое внимание подготовке своих учеников к различным выставкам и конкурсам, помогая им выбирать наиболее удачные труды, и готовил к публичным выступлениям. Под руководством наставника Василий Суриков создал свое первое серьезное творение «Вид памятника Петру I
на Сенатской площади в Петербурге». Несмотря на переезд в Москву, он поддерживал связь со своим наставником, участвовал
в его проектах и помнил ценные уроки, которые позволили ему стать одним из величайших художников России.
Наставничество — открывает шедевры
Наставничество в творчестве
( 19-20 веков )