«Главное качество наставника — быть примером для своих подопечных»
Михаил Гусман
Первый заместитель генерального директора ИТАР-ТАСС
«Наставник может прийти в вашу жизнь в любом возрасте...»
«В разные периоды моей жизни у меня были разные наставники. Прежде всего я бесконечно благодарен судьбе за моих родителей. Они всегда были для меня примером. Я их боготворил, я даже книгу о них написал. Мне очень повезло со школьными учителями. Я думал, что точные науки мне в жизни не пригодятся, и не слишком старался по математике, физике, химии. Я не был отличником, но у меня всегда были твердые пятерки
по любимым предметам: по русскому языку, географии, истории.
Когда мой возраст приближался к 50 годам, меня пригласили на работу в ТАСС, где я и встретил своего наставника — Виталия Игнатенко
(прим. — генеральный директор Информационного телеграфного агентства России ИТАР-ТАСС с 1991 г по 2012 г., ныне генеральный директор Общественного телевидения России (ОТР)). Это выдающийся человек. До сих пор, если мне нужен совет, я еду к нему в Останкино и обсуждаю важные вопросы. Ему сейчас 80 лет, а мне за 70, но он остается моим наставником, и я искренне радуюсь этому. Я с ним советуюсь и по обычным жизненным ситуациям, хотя мы с ним уже совсем взрослые и опытные люди.
Мы обсуждаем сюжеты и темы, которые появляются по работе, он мне дает свое видение, делится мыслями, и это помогает мне точнее, грамотнее и лучше понять ситуацию.
«Наставничество — это про отношения человека с человеком»
Наставничество — это отношения человека с человеком, о том, как передать твои человеческие качества и жизненные ценности, то, что ты считаешь для себя важным, нуждающемуся в твоей помощи. Я был знаком с известным азербайджанским писателем Максудом Ибрагимбеков,

он писал блистательно на русском языке, и всем советую почитать его книги.
Помню историю, когда я был еще совсем молодым человеком и жил в Баку. Ушли из жизни мои родители, старший брат (прим. — Юлий Гусман, режиссер театра и кино, телеведущий) жил
 в Москве. Это был очень трудный период для меня: тяжелые столкновения по работе, с начальством не складывалось. И в какой-то день я вскочил в машину и уехал за 70 километров за город к Максуду. Он взял стул, мы вышли и начали с ним разговаривать. Это был высший уровень наставничества — долгий диалог под сигары, которые он тогда курил. Он сказал главное: «Во-первых, запомни,
ты — Миша Гусман, и этим уже много сказано». Понимаете, он во мне создал более высокий уровень самооценки. Я был по большому счету никем — молодым человеком, оказавшимся
в сложной жизненной ситуации, но этой фразой он как-то меня в моих собственных глазах усилил
и поднял. И потом пошел длинный большой взрослый разговор — это и есть для меня наставничество.
«Иногда нужно приложить усилия, чтобы извлечь из общения с наставником то,
что тебе необходимо»
Я считаю, главный принцип воспитания, наставничества — это «делай, как я, и бери пример
с меня». Если ты достоин того, чтобы с тебя брали пример, и ты внятно показываешь, как делаешь ты, значит, ты хороший наставник. А главное качество наставника — это быть интересным примером для своих подопечных.
Но при этом надо понимать и знать, что наставники, преподаватели как ораторы могут быть харизматичными, могут быть «зажигающими»
и яркими, но бывает и по-другому. Вот пример.
У меня в университете психологию читал профессор Фауд Ахмедович Ибрагимбеков
(прим. — Ф. А. Ибрагимбеков (1901-1985), основоположник экспериментальной психологии
в Азербайджане). Это очень крупный известный ученый, советский и азербайджанский психолог
и психолингвист, переживший репрессии, человек со сложной судьбой. Он, кстати, приходится дядей Максуду и Рустаму Ибрагимбековым, известным азербайджанским писателям.
Фауд Ахмедович читал лекции будто с «закрытыми» глазами, он не думал о слушателях и аудитории. Создавалось такое впечатление, что он просто что-то бубнит себе под нос, никого не замечая рядом. Но это был настолько глубокий и интересный человек, что я всегда садился на первую парту, чтобы его слышать и слушать. И все те, кто хотел слушать, что говорит профессор, делали так, как я.
Со стороны могло показаться, что преподаватель просто сидит и что-то бормочет, но я ловил каждое его слово, потому что в том, что он говорил, было много мудрости.
Всем без исключения, кто приходил к нему на занятия, он ставил пятерки. Четверки получали только те, кто ни разу не появлялся. Он вообще
не признавал такую вещь, как оценка. Надо сказать, что
я тоже вообще не люблю, даже будучи профессором в университете, понятие оценки.
Получается, что иногда нужно приложить усилия, чтобы извлечь из общения с наставником то,
что тебе необходимо.
«Могу гордиться, что многим помог встать “на крыло”»
Людей, для которых я выступал наставником, немало. Это прежде всего те, кто работал и работает 
в ТАСС. И многие даже об этом говорили. Я могу гордиться тем, что многих людей, как в таких случаях говорят, поставил «на крыло».
Общение со студентами мне тоже очень нравится. Это всегда невероятно увлекательно. Во многом потому, что мне это интересно, и я вижу, что молодые люди тоже заинтересованы, задают вопросы. Наверное, во мне действительно есть этот дар наставничества. Мне бывает безумно интересно общаться с молодыми людьми, и им со мной, надеюсь, тоже.