Юлия Кушниренко
Заместитель директора Корпоративного университета РЖД
— начальник Центра молодежных проектов
В ОАО «РЖД» действует комплексная система наставничества
В ОАО «РЖД» действует комплексная система наставничества, которая включается в себя четыре вида. Каждое из направлений решает конкретные задачи.
Первое направление — профессиональное наставничество, которое исторически развито в компании и, безусловно, является основным видом наставничества. Около 2/3 сотрудников РЖД — представители рабочих профессий. Ключевая задача — передать конкретные профессиональные навыки, необходимые для выполнения трудовых обязанностей.
Второе — молодежное наставничество. Его ключевая задача — оказать содействие вновь принятому молодому работнику в процессе первичной адаптации: быстром и комфортном освоении в компании. Принцип работы проекта — «молодежь для молодежи»: в роли наставников выступают наши молодые и активные работники, готовые помогать компании в закреплении молодежи.
В первые три месяца после трудоустройства наставник погружает нового работника в специфику и тонкости работы конкретного подразделения, знакомит с корпоративной культурой и сложившимися традициями, информирует о компании и ее возможностях, в том числе о молодежной политике
 и деятельности советов молодежи, знакомит с коллективом, проводит экскурсию по предприятию, помогает в решении социально-бытовых и других возникающих вопросов.
Важно, что вновь принятый работник получает опыт от своих сверстников и он всегда может обратиться к наставнику за советом или помощью
в удобном формате. При этом наставники в своей деятельности опираются на пошаговые инструкции.
Конечно, мы обучаем всех молодежных наставников: перед осуществлением наставничества они проходят образовательный практикум, также
у нас есть дистанционный курс. На сегодняшний день у более чем 22 тысяч вновь принятых молодых работников есть молодежный наставник.
Третий вид — корпоративное наставничество. Его мы запустили в цифровом формате на базе Сервисного портала работника РЖД. Мы реализовали сервис для профессионалов, которые хотят делиться своими знаниями, экспертизой и опытом с коллегами. Зарегистрировавшись в системе, специалист выбирает одну из трёх ролей: наставник, эксперт или внутренний тренер. Наставники — это те, кто готов оказывать помощь «подопечным» в течение длительного периода времени. Роль эксперта предполагает единовременную помощь в решении конкретной задачи или реализации проекта. А для того чтобы стать внутренним тренером, необходимо пройти специальную подготовку, а после помогать уже не одному человеку, а группе людей. Алгоритм работы сервиса простой: любой работник заходит в систему, находит эксперта по конкретной теме (например, «Бережливое производство») и выбирает наиболее подходящего. Таким образом, стираются границы между регионами и филиалами, формируются новые профессиональные связи.
И наконец, четвертый вид — управленческое наставничество. В первую очередь оно реализуется для молодых руководителей или высокопотенциальных специалистов, которые проявили себя
на наших молодежных корпоративных мероприятиях. Наставниками выступают
топ-менеджеры ОАО «РЖД» центрального и регионального уровней.
По сути эта практика аналогична той, что применяется для участников конкурса «Лидеры России», и подразумевает точечное наставничество опытного руководителя. Формат и частоту встреч каждый наставник определяет самостоятельно исходя из целей, которые озвучил его подопечный.
На встречах наставник и подопечный обсуждают профессиональное видение и карьерный путь, зоны развития наставляемого, сложности,
с которыми он сталкивается в своей работе, и пути их решения, разбирают различные управленческие ситуации. Также наставляемый может предложить свои идеи и инициативы, а наставник — вовлечь подопечного в реальные проектные задачи. Наставляемые, продемонстрировавшие лучшие результаты работы в ходе проекта, рассматриваются для зачисления
в кадровый резерв ОАО «РЖД».
На сегодняшний день у нас более 180 управленцев компании являются наставниками для порядка 400 подопечных. Мы планируем и дальше развивать данный вид наставничества и вовлекать в ряды управленческих наставников все больше руководителей компании.
Желание быть наставником должно идти от души
Быть наставником — важная и значимая роль. Невозможно заставить человека быть наставником — это призвание. И желание быть наставником должно идти от души — необходима внутренняя мотивация делиться своим накопленным опытом и знаниями, помогать другому. Помимо передачи конкретных знаний и опыта, наставник зачастую является «плечом», другом, примером для подражания, мотивирует, вдохновляет и поддерживает.
Именно поэтому наставнику необходимы развитые коммуникационные навыки, позволяющие найти индивидуальный подход к каждому человеку в зависимости от его потребности. Наставник должен найти ту особенную ниточку, через которую он полностью ответит на запрос подопечного.
Также, на мой взгляд, важно для себя как наставника найти ценность этого процесса, ведь наставничество — это не только процесс обучения других, но и возможность для самого наставника расти, развивать лидерские качества и улучшать навыки общения.
Наставник должен обладать набором разносторонних качеств
Безусловно, в первую очередь, наставник должен иметь достаточный опыт в своей экспертной области и быть готовым делиться своими знаниями. При этом, также для качественного осуществления наставничества он должен обладать набором разносторонних качеств. Немаловажной является способность создавать доверительную атмосферу, понимать человека, быть отзывчивым и тактичным, учитывать его индивидуальные особенности. Также наставник должен создавать безопасное пространство для ошибок и экспериментов, поддерживая подопечного в его начинаниях. И на мой взгляд, также одно из ключевых качеств наставника — ответственность.
В России создана мощная система поддержки наставничества
В настоящее время в России реализуется множество федеральных и региональных программ, направленных на выявление и поддержку наставников в различных областях, включая производство, образование, социальную сферу и общественную деятельность. Эти инициативы также сосредоточены
на создании условий для распространения успешных практик наставничества. Безусловно,
мы, как крупнейший работодатель страны, поддерживаем все практики и готовы делиться своим опытом.