«Если не говорить об истории, цепочка прервется»
Есть многовековая мудрость нашего народа, государства, которое состоит из конкретных людей. Когда исторический опыт подкреплен еще и современными знаниями, такое наставничество позволяет готовить продолжателей дела. Ведь как порой бывает? Пришел «самый умный», старое поломал или оставил недоделанным, начал свое. Но обвинять предшественника во всех накопившихся проблемах неправильно. Условия меняются, требования времени и технологии меняются. Но есть общий курс развития государства, определенный президентом России,
и наставничество необходимо для поддержания преемственности.
Воспитание патриотизма — неотъемлемая часть этого процесса. Опыт у каждого из нас непростой,
и история государства непростая. Сколько раз его пытались разорвать на части, но всегда находились люди, которые этого не допускали. Эта история живет вокруг нас в памятниках, но если мы не будем о ней говорить, то цепочка прервется. Наставники — это люди, которые сами посвятили жизнь служению российскому государству. Передавая опыт, мы должны воспитывать прежде всего патриотов.
Наставника в буквальном смысле у меня сегодня нет. Но я считаю своим наставником президента Российской Федерации Владимира Путина:
у него есть чему поучиться, и я учусь
— это и профессиональные аспекты, и человеческие качества. Порядочность. Не бросать своих.
Не быть подверженным чужому влиянию, обо всем составлять только собственное мнение. Уметь оценивать огромный пласт информации из многих источников. Принимать правильные, порой нестандартные, решения и самому нести за них ответственность, не подставляя подчиненных.
«Квинтэссенция наставничества — научить думать “своей головой"»
Сейчас я выступаю наставником для одного из участников президентской кадровой программы «Время героев». Это Герой Российской Федерации подполковник Юрий Абаев, который в рамках проекта проходит стажировку у нас в администрации главы и правительства РСО-Алания. Я его не просто выпустил в «свободное плавание», чтобы он набивал шишки, а предложил сначала осмотреться,
что-то в ситуации понять сначала без груза ответственности. Он самостоятельно дошел до каких-то вещей, потом мы это обсудили. Я показал, где поверхностное понимание проблемы может привести
к неправильному или несвоевременно принятому решению.
От госслужащих ведь тоже зависит благополучие людей и даже их судьбы. Во время наводнения в Иркутской области в 2019 году было 48 тысяч пострадавших. Люди потеряли жилье, и их нельзя было отправлять по обычному бюрократическому кругу. Было поручение президента страны о ликвидации последствий, Юрий Яковлевич Чайка (тогда Генпрокурор России, сейчас полпред президента в СКФО — ред.) поставил задачу, и я как полпред в СФО сам выходил на площадь. В экстремальных ситуациях иногда приходится переходить и на «ручное управление». Как наставник, я со временем смогу быть уверен, что мой подопечный в самых сложных обстоятельствах, что называется, не наломает дров,
ему не придется начинать с чистого листа.
Я не преподаватель, а Юра не студент — он уже прошел собственную школу жизни. Поэтому
у нас с ним диалог, разговор на равных. Передавая опыт, я как наставник должен его убедить. Его оценка ситуации должна быть объективной, а не навязанной, и мы обмениваемся аргументами. Квинтэссенция наставничества в моем понимании — научить думать своей головой. Не перекладывать ответственность, особенно за непопулярные решения. Не принимать невыполнимых, популистских решений. И быть нацеленным на решение задач во благо людей.
«Квинтэссенция наставничества в моем понимании — это научить думать своей головой»
Вице-адмирал, ветеран боевых действий,
Глава республики Северная Осетия – Алания
«Командир был для нас наставником»
Собственный опыт появляется только с возрастом или в экстремальной обстановке. Жизнь за другого мы не проживем, но научить не повторять свои ошибки наставник может. Я начинал службу в составе мощного океанского ВМФ Советского Союза, а потом застал и непростые времена. Флот — это всегда коллективное выполнение задач: от одного человека зависит жизнь всего экипажа, и надо уметь принимать решения
и оценивать обстановку. Возможно, мы тогда подобных вещей не понимали,
но командир был для нас именно наставником, причем в первую очередь. Не зря есть неписаное правило: «На должность командира назначают, а командирами становятся».
И конечно, сама система подготовки в наших Вооруженных силах всегда подразумевала наставничество для каждого молодого офицера, лейтенанта. В гражданской жизни система наставничества в воспитании кадров тоже была — будь то в СССР или в дореволюционной России.
И хорошо, что благодаря решениям президента страны мы сейчас её восстанавливаем.