Директор Открытого университета Сколково,
лидер «Академии наставников»
Чтобы стать хорошим наставником, нужно побыть наставляемым
В фонде «Сколково» есть свои ноу-хау по наставничеству — это «Школа наставника проектной деятельности». На трехдневном очном образовательном интенсиве взрослые наставники вместе с нашими тренерами проходят путь, который они должны проходить со своими подопечными, когда делают проект. То есть для них имитируется ситуация, когда они сами выступают подопечными. Мы вместе проходим полный цикл проектной деятельности: как его правильно развернуть, разбираем инструменты, которые наставники должны применить, чтобы наставляемые включились в проект. Потому что, чтобы стать хорошим наставником, нужно немножко побыть в шкуре наставляемого.
Наставник — это человек, который должен работать над собой и развиваться постоянно. Если мы хотим помогать людям, быть для них наставниками в условиях постоянно меняющегося мира, где огромное количество технологий, которые захватывают молодежь и очень на нее влияют, мы тоже должны осваивать эти технологии. Мы должны говорить с ребятами на одном языке: смотреть те фильмы, которые они смотрят, слушать иногда ту музыку, которую они слушают. Через музыку, игры, фильмы, приложения у молодых людей формируется картина мира
— то, что можно назвать культурным кодом.
Второй важный момент для наставника: нужно смотреть самому в сторону тех технологий, которые помогут ему как наставнику. Например, когда у вас несколько наставляемых. Это те же технологии искусственного интеллекта, приложения
по планированию и управлению совместной деятельностью. Нет предела совершенству, учиться нужно постоянно.
Наставничество требует от наставника упорства
Наставничество стало особенно популярно в последние годы, потому что в условиях быстрых изменений люди склонны искать опору и поддержку в разных формах. И если мы хотим быть наставниками в той или иной сфере, у нас, безусловно, должен быть релевантный опыт. Это во многом отличает наставника от коуча или эксперта, который может знать теоретическую часть и давать советы, но ни дня не проработать в том или ином профессиональном поле. А для наставника такое недопустимо. Наличие собственного опыта в том виде деятельности, где он хочет быть наставником, обязательно.
Есть и личностные качества, которые просто необходимы, чтобы быть успешным наставником. Нужно иметь высокий уровень эмпатии, чтобы понимать мотивы и эмоции наставляемого: уметь слышать человека, с которым ты работаешь, понимать его целеполагание, помогать ему двигаться по его траектории. И еще нужно учитывать особенность той возрастной группы, с которой вы работаете.
Ещё одно важное качество наставника — упорство в работе с наставляемыми. Многократно, без раздражения возвращаться к сложностям, с которыми столкнулся наставляемый, оказывать ему поддержку на его профессиональном пути, в его личностном развитии. Это работа в долгую.
Этим и отличается, например, наставничество от консультации. Наставник идет с человеком будто по общей дороге, и поскольку цель её — самосовершенствование, она не может быть короткой. Должно хватить воли и терпения, чтобы вместе с наставляемым пройти эту дорогу до конца.
Наставничество — вещь очень функциональная, задачная. Когда человек ищет себе наставника, а кто-то — наставляемого, как правило, у обоих есть ответ, зачем они друг другу нужны. Многое зависит от задач и целей, о которых оба должны договориться сразу. Рецепта того, как быть правильным наставником, нет, но есть набор общих правил, инструментов, которые используются в любой практике наставничества.
Успех наставнической пары зависит от изначальной цели обеих сторон. Чтобы сказать, что вы достигли успеха, надо вначале определиться, что будет
тем самым успехом, к которому вы будете вместе стремиться.