Министр образования Московской области
«Если я видел дальше других, то потому что стоял на плечах гигантов»
Мы используем опыт своих педагогов и наставников — тех, чье мнение для нас значимо. Сейчас мы ищем новые формы и форматы собственного роста через обучение и взаимодействие друг с другом, и в этой логике работа ученика в связке с наставником является очень эффективной. Развитие наставничества стало особенно заметно после пандемии, когда ценность близкого общения для нас многократно возросла. Возник массовый тренд на саморазвитие, появилось множество коучей и тьюторов разного толка, которые рассказывают о путях достижения целей. Но именно в работе учителя как наставника мы видим наибольшую ценность: глядя на наставничество с исторической точки зрения, мы понимаем, что именно учителя всегда были теми людьми, кто показывал дорогу и освещал путь тем, кто шел за ними. Хорошо, что мы сейчас много говорим о наставниках, потому что благодаря им мы можем видеть дальше, чем видим самостоятельно. Как говорится, «если я видел дальше других, то потому что стоял на плечах гигантов».
«Взять за руку в сложном пути и вывести на свет, чтобы таланты начали светиться»
Современные дети и молодежь отличаются от своих предшественников тем, что у них есть больший запрос на саморазвитие, успешность и лидерство. Они готовы много работать над собой и участвовать в различных активностях. Безусловно, у каждого ребенка есть талант, а задача наставника — помочь этому таланту раскрыться. Показать ученику, что есть сфера деятельности, в которой он может добиться успеха. Благодаря наставнику, можно из «среднего» ученика сделать яркого творца в естественных науках, спорте, искусстве или социально-гуманитарной сфере. Конечно, талантливых ребят, как правило, видно сразу, но, повторюсь, роль наставника в том, чтобы увидеть способности в каждом и показать лучший путь. Взять за руку на сложном отрезке этого пути и вывести на свет, чтобы таланты начали сиять. А когда дети чувствуют, что у них что-то начинает получаться, дальше они самостоятельно начинают работать и развиваться. Получая необходимый инструментарий от наставника, ученики движутся по намеченной траектории. Несомненно, на следующем этапе развития может вновь возникнуть запрос на работу с наставником, и это становится новой ступенью развития.
«Настоящее руководство к действию и ответ на вопрос ученика, каким он будет через некоторое время»
Важный вопрос для каждого ребенка — выбор будущей профессии. Говоря о профориентации, мы понимаем задачу определения траектории жизненного пути, связанного с карьерой и образованием. Роль наставника в этом вопросе — помочь выбрать направление, основываясь на нескольких моментах. Во-первых, учесть природные склонности, которые есть у ребенка: у кого-то есть предрасположенность к гуманитарным наукам, у кого-то — к точным, а кто-то прекрасен в декоративно-прикладном искусстве. Во-вторых, необходимо обратить внимание на интерес и мотивацию ученика. Важно проследить, в какой вид деятельности он погружается, в чем стремится развиваться. В-третьих, важно обратить внимание на авторитеты. Зачастую образ учителя, педагога или наставника очень важен для ребенка и выступает «значимым взрослым». Это даже не столько пример для подражания, сколько настоящее руководство к действию и ответ на вопрос ученика, кем он видит себя через некоторое время. В целом стимулом для развития для ребенка может служить ситуация успеха: когда виден результат своего труда, его демонстрация или даже монетизация.
«Спектр возможностей для того, чтобы ребенок мог выбрать что-то интересное для себя, огромен как никогда»
Сейчас существует множество форматов, обеспечивающих вовлечение детей в социальную и образовательную деятельность вне школы. Это большой выбор программ дополнительного образования, региональные центры по работе с одарёнными детьми, кванториумы, центры «Точка роста», профильные классы, кружки робототехники, спортивные клубы и коллективы художественной направленности и многое другое. Спектр возможностей для того, чтобы ребенок мог выбрать что-то интересное для себя, огромен как никогда.
Кроме того, сейчас проходит большое количество образовательных событий — у детей есть возможность участвовать конкурсном движении, например в «Большой перемене», конкурсах от общества «Знание», платформы «Россия — страна возможностей». Также школьники активно вовлекаются в проекты больших корпораций: Росатом, FESCO, «Уралхим», АФК «Система», «Яндекс» и др. Организации повернулись к школьникам, продвигают собственные инициативы для того, чтобы популяризировать собственную деятельность и в будущем принять на работу нынешних школьников. Это очень здорово, потому что дети чувствуют, что они уже сейчас могут что-то изменить и заявить о себе, что они интересны окружающему миру и могут принести пользу, сделать вклад в развитие страны.
«Если в тебе нет огня и энергии, то зажечь кого-то рядом ты не сможешь»
Личность наставника — это прежде всего яркий пример для ученика, а само взаимодействие — ценное событие. Воспитание личным примером вообще один из самых действенных инструментов воздействия на наставляемого, поэтому если в тебе нет огня и энергии, зажечь кого-то рядом ты не сможешь. Тем не менее также важна «химия»: психологическое совпадение, принятие друг друга и где-то понимание с полуслова. Совпадение по ценностям, психоэмоциональному состоянию, по видению результата и желанию к действиям. При этом последний пункт — это всегда обоюдная история. Думаю, научить технологиям наставничества и проявить эти навыки можно, если у человека велико желание и мотивация быть наставником.
На определенных этапах развития я тоже нуждаюсь в наставниках. Самое важное в таком человеке для меня — высокий уровень профессионализма в той области, в которой у меня есть запрос. Я должна быть уверена в том, что человек мне может дать необходимые знания и опыт с точки зрения моего профессионального развития. Помимо этого, я должна понимать, что этот человек совпадает со мной в ценностных ориентирах, что я готова идти за ним, потому что вижу в нем некий идеальный образ. А еще важно, чтобы человек был сильным духом: мне интересно идти за сильными людьми. Я думаю, что у каждого может быть свой образ идеального наставника, однако для себя я выбираю именно таких людей.
В моей жизни было несколько таких «значимых взрослых», которые были со мной рядом и на которых мне хотелось равняться. В них я видела ту силу, те знания, которых мне недостает. И я стремилась к тому, чтобы быть достойной этих людей, оправдать их ожидания, не подвести. Я подтягивалась до той высоты, до той планки, которую мне ставил наставник. В таких случаях ты тренируешься, тренируешься и еще раз тренируешься для того, чтобы достичь желанного результата. Я рада, что у меня были и есть такие люди. Но запрос на наставника у меня по-прежнему существует, потому что с собственным ростом мы ищем тех людей, которые всегда будут выше и сильнее нас.
«Образ вдохновителя и визионера по стилю руководства мне ближе всего»
Мой принцип наставничества — интуитивный подход. Образ вдохновителя и визионера по стилю руководства мне ближе всего. Мне нравится быть рядом с творческими людьми, с которыми можно достичь определенной высоты. Мы не боимся упасть с этой высоты, мы аккуратно спланируем, что делать, если что-то не получится или пойдет не так. Для меня важна свобода творчества. Несмотря на это, я достаточно жесткий и требовательный человек. Все должно быть «по любви», и если мы приняли правила игры, то мы учимся друг у друга и стремимся расти вместе. Мне всегда очень радостно, когда люди, которые провели время со мной и которых я смогла чему-то научить, достигают высот. Я не стесняюсь и пишу таким людям, что горжусь ими, потому что это необыкновенные чувства уважения и очень высокая оценка той работы, которую твои друзья, твои коллеги проделали.
«Если в тебе нет глубины и содержания, то как наставник ты мало интересен»
Прежде всего наставнику в любой отрасли нужно быть высоким профессионалом: это позволяет ответить на основной запрос ученика. Если в тебе нет глубины и содержания, то как наставник ты мало интересен, потому что наставник — это тот человек, который сопровождает, поддерживает и стимулирует к развитию. Наставник всегда может понять, где можно что-то улучшить и изменить процесс, чтобы избежать ошибок.
Очень часто бывает, что запрос не только профессиональный, но и личностно-социальный, психологический. Когда человек понимает, что все хорошо, но чего-то не хватает. Это запрос на возможные изменения карьерной траектории, запрос на саморазвитие, на раскрытие новых граней собственной личности. Часто со стороны виднее: в своих глазах мы не всегда можем объективно оценить те ресурсы, те возможности, которые есть в нас. Если наставник достаточно опытный, он всегда это увидит и сделает все, чтобы наставляемый тоже обратил на это внимание и раскрылся.
В бизнесе и коммерции, в науке, в спорте стили наставничества различаются. Так, в спорте должен быть требовательный и жесткий наставник, потому что без дисциплины не достичь серьезных результатах. В науке же важны глубина, образованность, интеллект и аналитические способности, самоотверженность и преданность работе. Люди науки полностью погружены в эти процессы.
«Для наставника важна совокупность образования, опыта, человеческой харизмы и привлекательности»
Прежде всего наставнику важна совокупность образования, опыта, человеческой харизмы и привлекательности. Человек должен быть интересен для того, чтобы его выбрали в качестве учителя. Он должен обладать огромным багажом знаний, быть интересным и ярким. Безусловно, наставник также должен быть примером. В нем должно быть что-то такое, что привлечет человека, который будет идти рядом с ним.
Думаю, быть наставником можно научиться. Есть бесконечное число программ, где дают в руки необходимые инструменты: инструменты психологии, стратегического мышления, алгоритмы принятия решений, навыки образовательного партнерства. В совокупности они могут сделать человека, который хочет развиваться, наставником высокого уровня. Но если не будет запроса и мотивации на двустороннее взаимодействие, системную работу, то эти инструменты бесполезны. Наставляемый сегодня может открыть интернет и получить любую информацию, которая необходима. При этом даже «говорящие головы» могут быть прекрасны, когда харизма пробивает через экран. Но такой формат нельзя в полной мере назвать наставничеством: когда нет силы, которая притягивает, нет обратной связи и качественного взаимодействия.
«Наше отражение как наставника находит в нашем ученике следующее поколение»
Непрерывная связь поколений между собой в наставничестве — это идеальный вариант. На протяжении всей жизни у человека может быть не один наставник. На каждой ступени той лестницы, по которой он поднимается, появляются новые запросы. Соответственно, должен появиться тот человек, который пройдет с тобой определенный этап жизненного пути и ответит на те запросы, которые есть. Это здорово, когда появляется не единичная связка, а растущая. Бывает и так, что данная связь перетекает в реверсивное наставничество: когда мы учимся у наших учеников. Наставляемые могут развиваться быстрее и ярче нас, и это здорово, когда они стимулируют нас к дальнейшему росту. Тогда мы, будучи наставниками, показываем ценность взаимодействия и ценность совместного созидания и тем самым запускаем механизм соучастия и желания транслировать наши мысли и интересы дальше. Появляется та самая цепочка, когда отражение нас как наставников находит в нашем ученике следующее поколение. Это говорит о том, что мы были хорошими наставниками и смогли запустить механизм сотрудничества, передачи нового опыта и знаний.
«Наставник должен быть прежде всего интересен глубиной тех мыслей, которыми он готов поделиться»
У наставника должен быть широкий кругозор. Если человек ограничен в масштабе личности, то он не будет интересен другим. Человек должен быть профессионалом в той области, в которой он планирует развиваться как наставник. Важно быть глубоким и содержательным профессионалом. Поверхностная работа здесь не пройдет. Ведь в процессе взаимодействия происходит процесс общения, взаимодействия, обмена мыслями по таким темам, как музыкальные произведения или художественное искусство. Вы будете обсуждать, кто какие книги читает, кто где путешествует, какая у вас сфера интересов. Наставник должен быть прежде всего интересен глубиной тех мыслей, которыми он готов поделиться. Он должен уметь то, чего не умеет ученик.
Поэтому мы и ищем наставника. Он может показать нам то, чего не умеем мы, и увидеть то, чего не видим мы. Учитель должен разбираться в психологии, потому что иногда для того, чтобы раскрыться и добиться результата, нужно пройти трансформацию, и не всегда это просто. Выход из зоны комфорта — это тоже история про сопровождение и наставничество. С наставником проходить это гораздо проще и безопаснее, чем в одиночку. Ты можешь идти в гору один, без проводника, и тебе будет очень и очень сложно. Правильнее найти опытного проводника, который тебе поможет на этом сложном пути. Такая же история и с наставничеством. Есть человек, который обладает определенными навыками, который знает больше тебя и готов помочь достичь вершины.
«Нужно быть интересным и самому себе, и тем, кто с тобой рядом»
Для того чтобы быть наставником, нужно бесконечно развиваться, постоянно искать что-то новое и интересное. Нужно быть интересным и самому себе, и тем, кто с тобой рядом. Важно быть в ладу с самим собой, потому что психологическое спокойствие должно сопровождать наставника. Наставник для своего ученика — всегда опора и поддержка. Поэтому он должен быть в состоянии мира, покоя и принятия внутри себя. Нужно всегда идти до конца, стараться достичь максимально высокого результата и ставить себе высокую планку.