«Наставничество — инструмент максимального вовлечения молодого человека в профессию»
У меня есть своя теория о том, почему наставничество становится все более востребованным.
В условиях острого дефицита кадров, когда физически не хватает людей, в том числе в важнейших отраслях, мы не можем разбрасываться специалистами: нужно каждого оберегать, направлять, обеспечивать вхождение в ту или иную профессиональную сферу. А наставничество и есть тот инструмент максимального вовлечения в профессию, который позволяет передать опыт, вдохновить личным примером, задать вектор будущего развития личности.
Мой опыт показывает: чем раньше у студента, у которого есть масса идей и энергии, появится наставник, научный руководитель, тем качественнее и быстрее этот студент погрузится в научно-исследовательский процесс и научную деятельность.
Я видел много молодых ребят, которые на первом курсе ходят от кафедры к кафедре в поиске какой-то идеи или ищут человека, который даст экспертизу их инициативе и возьмет на ней шефство.
К сожалению, от таких мотивированных первокурсников часто отмахиваются, предлагая дорасти
хотя бы до аспирантуры. Это сводит на нет творческую энергию: человек «перегорит» и не пойдет в науку. Поэтому в научной деятельности наставник — то самое связующее звено, которое обеспечивает преемственность поколений, устойчивость в развитии научных
и научно-педагогических школ, которыми славятся российские университеты.
«Молодые люди должны знать, на какой опоре они стоят»
Наставничество не имеет возрастных границ — наши студенты старших курсов нередко становятся наставниками для первокурсников или абитуриентов. У них уже есть опыт, который они могут передавать, при этом барьеров в общении студентов первого и четвертого курса гораздо меньше, чем в общении студента и профессора.
Нашему университету очень повезло: он назван в честь Дмитрия Ивановича Менделеева, который был не просто великим химиком, а крупнейшим экономистом, философом. Это ученый, заглянувший на сотни лет вперед! Читая его труды 1905 года, мы видим те же самые мысли о технологической независимости России. И нам в Менделеевском университете очень важно протянуть сквозь поколения эти традиции, историю наших научно-педагогических школ, наследие Дмитрия Ивановича. Молодые люди должны знать, на какой опоре они стоят.
«Наставник должен создать сообщество вокруг себя: именно в сообществе развивается личность»
Нельзя дать какой-то универсальный совет, как стать хорошим наставником. Всему можно научиться — технологиям, проектной деятельности, можно стать более эффективным, освоить лучшие практики. Вопрос в другом: как ты к этому относишься, зачем ты это делаешь, какую энергию от этого получаешь.
Наставнику нужно любить свое дело. Любить детей, студентов, молодежь, искать в них новое, светлое. Наставники должны создавать вокруг себя сообщества, потому что именно в сообществе развивается человек. Объединить людей, которым будет интересно друг с другом, создать общее дело — это и есть наставничество.
Наставник должен быть лидером и учиться лидерству. Не всем это дано с рождения, но есть набор инструментов и техник, которые можно освоить.
Нельзя бояться ошибок. Наш советский опыт учил нас, что ошибка — это катастрофа. На самом деле надо научиться относиться к ошибкам как к возможностям. Некоторые иностранные банки, например, давали кредиты только тем предпринимателям, у которых был неудачный опыт. Потому что, если ты смог выбраться однажды, значит, умеешь бороться и двигаться вперед.
«Мы на протяжении всей своей жизни нуждаемся в наставниках»
Я могу назвать наставников в разных сферах своей жизни. В химической науке это декан нашего факультета Юрий Васильевич Чистяков, который буквально вкладывал душу в студентов. Ему всегда было нужно нечто большее, чем просто формат учебных занятий. Поэтому с ним возникало особое, индивидуальное общение, в котором нам передавались правила жизни. Такие люди всегда лидеры, за которыми хочется идти. Я рад, что мне встретился такой человек, и храню память о нем.
Это, конечно, мой научный руководитель Елена Владимировна Антина, с которой мы шли сначала к диссертации, потом — к созданию лаборатории, к новым научным направлениям. И это получилось
во многом именно благодаря ей, ее желанию собирать вокруг себя умных перспективных ребят. И не бояться талантливых людей рядом с собой, которые могут в чем-то превзойти наставника.
Есть несколько человек, которых я считаю своими учителями в управленческой практике. Мы на протяжении всей своей жизни нуждаемся в наставниках, открываем для себя новых людей. Сейчас приходит новое поколение. Эти люди интуитивно разбираются в технологиях, которые представителям поколения 50+ приходится осваивать. И мы видим, как парадигма передачи опыта от старших к младшим меняется: молодые транслируют знания старшим.
«Постоянно учиться — единственный способ выжить в быстро меняющемся мире»
Нельзя быть оторванным от информационного мира, в котором мы живем. Занимайтесь одновременно наукой и искусством, воспитывайте в себе многогранную личность. Надо читать классику, русскую литературу и надо возвращаться к прочитанным книгам. Потому что «Незнайка на Луне» в 10 лет
— это одни смыслы, а в 35 — уже совсем другие. На протяжении жизни книга растет вместе с вами.
Вообще, нужно постоянно учиться. В любой сложной, даже тупиковой ситуации, нужно идти и учиться — это единственный способ выжить в быстро меняющемся мире.
«Наставничество не имеет возрастных границ — наши студенты старших курсов нередко становятся наставниками для первокурсников или абитуриентов»
И.о. ректора Российского химико-технологического университета им.
Д. И. Менделеева