Первый заместитель генерального директора
АО «Концерн Росэнергоатом» по корпоративным функциям
«Есть критически важные знания, которые может передать только наставник»
«У нас в Росатоме действует единая система наставничества, которая направлена на достижение трех основных целей. Первая — обеспечение госкорпорации достаточным количеством квалифицированных сотрудников. Вторая — сохранение и передача критически важных знаний. Третья — повышение эффективности системы развития персонала за счет использования внутренних ресурсов.
Мы используем и внешние обучающие программы. Однако внутренний ресурс остается важным, ведь в каждой компании существуют уникальные знания, которые можно получить только благодаря практике.
У нас есть специалисты, которые еще в 1980-е годы участвовали в строительстве и запуске атомных электростанций, и их опыт поистине бесценен. Они работали с разнообразным оборудованием, сталкивались с самыми разными условиями эксплуатации станций. Этот багаж знаний делает их незаменимыми наставниками, способными передать такие знания, которые невозможно найти нигде больше».
«Наставничество ускоряет процесс адаптации»
Передача знаний от наставника к ученику важна по ряду причин. Во-первых, это мотивирует работников. Они не остаются в стороне, а сразу вовлекаются в процесс под руководством опытных старших коллег. Период адаптации проходит значительно быстрее, что положительно сказывается на их продуктивности. Кроме того, молодые сотрудники получают доступ к новым знаниям и возможностям, что стимулирует их стремление к дальнейшему развитию.
Конечно, новый сотрудник может самостоятельно изучить материалы и документацию, но без помощи наставника, который подскажет нужное направление и поможет избежать ненужной траты времени и ресурсов, процесс освоения будет гораздо сложнее.
«Наставничество экономически выгоднее и способствует обмену знаниям»
Повышать эффективность работы персонала за счет внутренних ресурсов компании — это и экономически выгоднее, и способствует обмену знаниями. Наставники, передавая свои знания, одновременно закрепляют их для себя, пересматривают их с новой точки зрения и могут вносить необходимые изменения, постоянно совершенствуясь в процессе.
«Наставник должен в некоторой степени быть психологом»
При выборе наставников учитываются наличие значительного опыта и глубоких знаний в отрасли, длительный стаж работы с конкретными процессами, высокая эффективность за последний год. Также, чтобы стать наставником в Росатоме, необходимы такие универсальные качества, как коммуникабельность, позитивный настрой и стремление делиться своими знаниями.
По моему мнению, наставник должен в некоторой степени быть психологом. Ему важно уметь внимательно слушать, не делать поспешных выводов, проявлять терпение и понимание в общении. Ученик может не сразу справляться с заданиями, часто задавать вопросы, порой одни и те же, ведь в стрессовых ситуациях легко что-то упустить или забыть. Для наставника главное — не просто передать знания, следуя индивидуальному плану, а добиться того, чтобы ученик полностью усвоил материал, овладел необходимыми навыками и смог в нужный момент заменить вас в выполнении тех же задач.