Наставник-тьютор выступает для наставляемого в роли эксперта, помогая найти ответ на возникший вопрос, консультируя, побуждая самостоятельно решать поставленную задачу. Этот стиль полностью исключает авторитарный подход наставника к своему подопечному.
Тьюторский стиль в наставничестве не приемлет формулировок «делай так, как я сказал». Тьютор не навязывает свой опыт — он включается, когда в нем есть потребность, когда у наставляемого возникает соответствующий запрос.
Выступая в роли более опытного и мудрого коллеги, наставник-тьютор помогает разобраться в проблеме, подсказать путь
ее решения, дать совет или оценить результат, полученный наставляемым.
Тьюторство дает хорошие результаты в профориентационной работе, когда наставник выступает в роли проводника-навигатора по миру профессий, открывает перед наставляемым новые возможности, помогает ему определить пространство для роста и развития. При этом общение наставника с подопечным происходит в максимально демократичной, мягкой форме без какого бы то ни было авторитарного давления. Наставнику-тьютору потребуются навыки консультирования, умение не навязывать свою точку зрения, своевременно давать обратную связь.
Примером этого стиля наставничества может служить взаимодействие двух известных ученых, один из который обращается к другому за консультацией по конкретной проблеме. Выступающий здесь в роли наставника-тьютора ученый ответит
за возникший запрос, но не станет анализировать другие аспекты научной деятельности своего коллеги.
Еще один пример — русский писатель Василий Жуковский, наставник царской семьи, в том числе будущего императора Александра II. В этом случае можно говорить именно о тьюторском стиле наставничества в силу особенностей статуса наставляемого.