«Возврат к институту наставничества исторически закономерен»
Ольга Васильева
Российский государственный деятель, историк, религиовед, президент Российской академии образования, академик РАО, Заслуженный деятель науки Российской Федерации
«Родители как жизненные ориентиры — в образовании, науке и жизни»
Мой отец — доктор математических наук. Всю свою жизнь он занимался наукой, был сотрудником Всесоюзного научно-исследовательского института природных газов, возглавлял ученый совет.
Он был математиком, и основная деятельность его коллектива заключалась в том, что они математически рассчитывали запасы газа в стране.
То есть он работал не только как математик-теоретик, но и как практик.
По первому образованию мой отец буровой мастер, работал в сфере добычи газа и нефти. Уже после он закончил мехмат Московского государственного университета и стал заниматься научной деятельностью. Папа был очень образованным человеком, в нашей семье очень трепетно относились к знаниям, к учебе. Мама моя тоже закончила два вуза: по первому образованию она химик, по второму — математик. Мама занималась семьей — мной и моей сестрой, а папа, как любой настоящий мужчина, занимался прежде всего работой. Наши родители всегда были для нас с сестрой жизненным ориентиром.
Я была очень самостоятельным ребенком: из третьего класса я сразу перепрыгнула в пятый. И вовсе не из-за того, что так сильно хотела учиться.
Я хотела один год отдохнуть на Северном Кавказе, у бабушки, пока мои школьные друзья будут в четвертом классе. Тогда я сама для себя составила план обучения
и сказала об этом своему папе.
Папа, как ни странно, на эту авантюру согласился. В школе у меня приняли экзамены за четвертый класс, но потом вместо отдыха на минеральных водах Северного Кавказа у любимой бабушки меня отправили в пятый класс. В результате я окончила школу очень рано — в 15 лет, когда о выборе профессии говорить было рано.
«По пути гуманитария: институт культуры и педагогический институт»
То, что я гуманитарий, было понятно уже тогда. Так как практически все дети в Советском Союзе играли, танцевали и учились в музыкальной школе, мой папа решил, что мне надо закончить Московский государственный институт культуры. К слову, мой папа во многом определял мой выбор в этом возрасте. На мой взгляд, институт культуры — это лучший вуз для барышень: нас там учили и дирижировать,
и музицировать, преподавали и историю театра, и историю музыки... Те друзья, которых я приобрела
в этом институте, остались со мной на всю жизнь.
К окончанию института я поняла, что хочу серьезно и глубоко изучать историю. Сначала я сдавала экзамены в Историко-архивный институт и была очень удивлена, что диплом этого вуза не давал права преподавать в школе. А я хотела быть учителем… Поэтому на следующий год я поступила на исторический факультет Московского государственного заочного педагогического института. Я шла туда к конкретным преподавателям — к Ирине Сергеевне Свенцицкой и Мэри Лазаревне Абрамсон. Это был осознанный выбор. Учась на 3-м курсе и преподавая в школе музыку, я также преподавала несколько часов истории.
Уже будучи взрослым человеком, завкафедрой и доктором наук, я поступила на вечернюю форму обучения Дипломатической академии МИД России. Я как ученый занималась историей религий,
 и внешнеполитический аспект меня очень интересовал. Я окончила эту академию в 47 лет
— это был третий выпуск в моей жизни.
«Совет родных повернул жизнь в сторону истории Церкви»
В 1986 году в первый раз за долгие годы в Институте истории СССР объявили конкурсный набор
в аспирантуру. О нем я узнала из газеты «Московская правда» (16+), хотя раньше аспирантура в этом институте была исключительно целевая. Мы с моим однокурсником решили попробовать. Так я попала в большую Академию, где защитила две диссертации — кандидатскую и докторскую, а также состоялась как молодой ученый.
Тогда в аспирантуре был иной подход: быть аспирантом было очень почетно и сложно, никто за тобой не бегал. Я хотела заниматься темой голода
в СССР 1933 года. Поступала к Виктору Петровичу Данилову, но распределили меня в Центр истории Великой Отечественной войны.
Тогда моя семья дала мне совет: придумай такую тему кандидатской диссертации, которая позволит пойти учиться туда, куда ты хочешь. Думали-думали и придумали тему: «Патриотическая деятельность Русской Православной церкви в годы Великой Отечественной войны». Я предложила ее в полной уверенности, что ученый совет недостаточно готов к тому, чтобы принять такое в 1986 году. Но происходит достаточно необычная вещь: ее принимают. Так я стала заниматься историей Церкви под руководством академика Георгия Александровича Куманева. Я благодарна ему за то, что так все сложилось:
вокруг меня всегда было много хороших людей, больших ученых.
«Передает свои нравственные убеждения»
Наставник — это намного шире, чем учитель-предметник или преподаватель, который читает лекционный курс или ведет семинарские занятия. Чем коуч отличается от наставника?
Тем, что наставник передает подопечному частичку себя — свои нравственные устои и ориентиры, которые для него являются основополагающими. «Ученик», который доверяет своему наставнику, черпает от него не только профессиональные знания, он получает то ценностное, значимое, что необходимо каждому человеку. При этом без доверия не может быть наставничества. Бывают наставники, которые определяют всю твою жизнь. Чаще всего это родители. Наставником может стать и тот самый значимый взрослый, который ориентирует молодого человека на его пути, в его самых главных жизненных устремлениях. Найти такого человека очень важно: это даст очень большой результат.
«Возврат к наставничеству исторически обусловлен»
Очень хорошо, что мы к этому возвращаемся. Движение наставничества начало зарождаться еще в конце 20-х годов ХХ века. На заводе молодые специалисты прикреплялись к более опытным рабочим, которые делились с ними профессиональным мастерством.
При этом практика наставничества развивалась и в других сферах: в армии и на флоте, в образовании, в медицине, различных отраслях народного хозяйства советской страны.
В 1964 году на заводе «ЭлектроСила» предложили передавать не только практические навыки,
но и те нравственные принципы, которые для нас являются основоопределяющими. Тогда наставничество стало массовым движением. В 1969-1971-х годах на автозаводе «Камаз»
была 1 тыс. наставников, на Магнитном металлургическом комбинате их было 8 тыс.
К 1975 году в СССР было 900 тыс. наставников, которые работали с кадровыми рабочими, работающими
на селе, в школе. Среди них 4 тыс. Героев Социалистического труда, 500 Героев Советского Союза. Наставники работали как профессионалы и лидеры, которые влияли на ценности молодежи.
Фото: © РИА Новости, Владимир Федоренко
«Быть честным с наставляемым и быть профессионалом»
Я помню всех людей, которые оказывали на меня человеческое или профессиональное воздействие.
Я помню свою первую учительницу, своих преподавателей в каждом университете, своих коллег, которые были старше меня. Если говорить о моих наставниках, которые помогают мне сейчас, то слава Богу,
что у меня жива мама и что моя мама в силе и здравии. В каждом языке мира есть одна хорошая поговорка: «Пока живы твои родители, ты — ребенок». Так вот пока жива моя мама, я себя ощущаю ребенком. Я всегда могу у нее что-то спросить.
В школе наставником учеников может стать их классный руководитель. Хотя в свое время Ушинский настаивал, что в младших классах легче быть и воспитателем, и предметником, а в старших — сложнее. Соответственно, в старших классах это должны быть разные люди.
Что самое главное в работе с детьми? На мой взгляд, важно быть честным. Если ты говоришь одно, делаешь другое, а думаешь третье, тебе никогда не поверят. Меня научила завуч одной из школ,
в которой я работала: если ты не знаешь ответ на вопрос, честно скажи, что ты не знаешь, но посмотришь и ответишь. Дети очень хорошо чувствуют фальшь.
Наставник прежде всего должен быть профессионалом своего дела. Может ли каждый быть наставником? Думаю, нет. Это огромная ответственность, которую не каждый на себя возьмет.
Если ты берешь себе наставляемого и постоянно с ним взаимодействуешь, то ты за него отвечаешь.
Фото: © РИА Новости, Алексей Никольский
«Наставники в кино и жизни»
Есть много фильмов советского периода, которые рассказывают о наставничестве, о том, что человек приходит на завод, а там его встречают более опытные товарищи. О наставничестве же в школе
не так много фильмов. Но есть, например, картина «Доживем до понедельника»(12+),
в которой хорошо представлены все межличностные и наставнические проблемы. Ее обязательно нужно посмотреть
тем, кто хочет погрузиться
в изучение вопроса.
Сегодня очень много примеров наставничества в образовательной среде. Если мы будем рассказывать
о героях и наставниках сегодняшнего дня, то, наверное, это будет интересно и полезно многим.
Я бываю в регионах и вижу, какие замечательные герои сегодня есть.